logo

Возвращение «Царя Салтана»

18 марта 2019 года исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908). Именно к этой дате была приурочена яркая премьера Большого театра – 244-й сезон открылся постановкой оперы «Сказка о Царе Салтане» (либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке Александра Пушкина). Последний раз зрители видели «Сказку о царе Салтане» 30 лет назад, и вот теперь новая, уже четвёртая,  версия спектакля. И хотя партитуру сократили, атмосфера сказки сохранилась.

Среди музыкальных сказок Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1900 г.) — одна из самых светлых. Перипетии, переживаемые ее героями, приводят к радостному для всех участников действия концу, злодеи получают прощение, но главное (большая редкость для романтических опер!) — никто не умирает. Исключением становится разве что чародей-Коршун: он появляется на одну минуту во втором действии и тут же гибнет от стрелы Царевича Гвидона, — в соответствии с сюжетом сказки Александра Сергеевича Пушкина.

И написанное на основе этой сказки превосходное либретто Владимира Бельского, и партитура Римского-Корсакова, наполненная музыкальными «чудесами», были оценены по достоинству уже на первом представлении. Премьеру сыграло московское «Товарищество частной оперы» (1900 г.). Этот спектакль стал легендарным благодаря декорациям художника Михаила Врубеля и «загадочному лику незабвенной царевны.

Успех сопутствовал опере и в дальнейшем, хотя ее продвижение на императорскую сцену не было быстрым: в репертуаре Большого театра она появилась лишь в 1913 г. Под стать великолепным симфоническим картинам были в этом спектакле декорации и костюмы Константина Коровина.

После премьеры эта опера пережила в Большом еще всего лишь две постановки – в 1959 и 1986 годах. Последняя сохранялась в репертуаре вплоть до 1989 года.

И вот после 30-летнего перерыва  состоялось долгожданное возвращение оперы на сцену Большого театра в постановке  режиссёра  Алексей Франдетти.

Премьера оперы стала настоящим событием в культурной жизни Москвы и всей России. Это абсолютно новое слово в трактовке оперного спектакля.  С  одной стороны, классическая, многим знакомая с детства, музыка Римского-Корсакова, с другой — уникальные костюмы, необычные декорации и даже цирковые трюки без страховки. И это сочетание абсолютной оперной классики с техническими новинками впечатляет!

Римский-Корсаков называл партитуру к «Сказке о царе Салтане» руководством к фокусам. И в постановке Алексея Франдетти этих фокусов хватает. Вместе с артистами работают цирковые акробаты, которые учат их разным цирковым трюкам. Сами акробаты танцуют на ремнях в воздухе.  Сценограф Зиновий Марголин придумал декорацию-трансформер, которая меняет пространство сцены на глазах зрителей.

Автор костюмов,  Виктория Севрюкова, вдохновение искала в иллюстрациях Ивана Билибина – она создала  340 костюмов из войлока, кожи, шелка  на все случаи жизни. В царстве Салтана отражены традиции древней Руси, пестрые цвета и орнаменты, а путешествие на остров Буян — словно скачок в XVIII век c пышными платьями и петровскими мундирами. Полупрозрачные дома града-Леденца светятся изнутри, как и невероятные головные уборы артистов. А еще костюм Царевны-Лебедь с перьями и стразами. Настоящее произведение искусства!

А кто не помнит Ткачиху, Повариху и Сватью бабу-Бабариху?

Поражают масштабы и сложность декораций!  Вся сцена сделана в виде волшебной шкатулки, которая раскрывается, чтобы показать зрителям свои чудеса: таинственное Море-окиян, светящиеся медузы,  Чудо-юдо Рыба-кит, а ещё терема древнего царства Салтана и его удивительные жители!

«Сказка о царе Салтане» объединяет оперу и цирковое искусство. Прекрасная Царевна-лебедь взмывает в воздух, это танец в свободном полете, а битва с Коршуном  происходит  прямо под потолком.  Волшебная белка демонстрирует невероятные трюки в колесе.

Режиссёр спектакля  раскрыл некоторые технические секреты постановки: «…такое количество техники и технологий задействовано в этом спектакле, что одних только перемен света порядка нескольких сотен, декорации, запускающие при помощи компьютера».

«Римский-Корсаков очень ярким и понятным языком описывает события, характеры, можно не слушать текст и все понять по музыке», — подчеркнул главный дирижёр и художественный  руководитель Большого театра Туган Сохиев. Но в спектакле звучит в записи авторский текст в исполнении актрисы Чулпан Хаматовой.

По задумке создателей, спектакль рассчитан на родителей с детьми. Это особенно радостно, так как семейных спектаклей в репертуаре Большого театра немного. По словам  режиссёра-постановщика Алексея Франдетти , эта история о том, что такое семья вообще и насколько она  важна для любого человека, независимо от того, маленький он или взрослый.

Ученики начальной школы «Интеграция XXI век» посетили эту шикарную постановку в феврале месяце!