logo

IB DP Theory of Knowledge

Теория познания. Неделя научного кино

Закончился цикл Computer Science – Ethics в рамках DP-курса «Теория Познания». Поводом провести недели кино в нашей школе стал Фестиваль актуального научного кино в НИУ ВШЭ, в частности, показ фильма «АльфаГо» (Грег Кос, 2017).

Мне, как преподавателю теории познания, этот фильм показался очень познавательным, так как стал отличным объектом ТОК-анализа: в нем задействованы многие Areas of knowledge и Ways of knowing, он может служить отличным кейсом (reallife situation) для обсуждения и наводит на важные и глубокие knowledge questions.

Студентам, изучающим Computer Science, так понравился фильм «АльфаГо» и вопросы, которые я задала экспертам НИУ ВШЭ после кинопоказа, что я решила: почему бы не показать фильм всем студентам DP? Более того, мне было интересно, сможем ли мы провести подобную дискуссию не только по научному фильму, но и по какому-нибудь художественному.

Ниже представлены некоторые из рефлексий студентов 10 и 11 DP после просмотра и обсуждения фильмов «АльфаГо» (Грег Кос, 2017) и «Двухсотлетний человек» (Крис Коламбус, 1999).

Координатор дипломной программы и преподаватель теории познания,

Мехтиева Н.Р.

 

 

Константин Шашков, 10 DP

Я принял участие в просмотре научно-документального фильма «AlphaGo» и его обсуждении в рамках Дней научного кино в Высшей Школе Экономики.

Темой фильма был искусственный интеллект. В нём рассказана история создания программы AlphaGo, предназначенной для игры в го – сложнейшей настольной игры в мире. Кульминацией фильма стало соревнование между этой программой и 18-кратным чемпионом мира по го Ли Седолем. В результате искусственный интеллект победил человека 4 раза из 5.

Фильм был очень информативным и заставил меня задуматься о возможностях современных технологий и этической стороне научно-технического прогресса. Победа компьютера над человеком в столь сложной игре, безусловно, очень впечатляет. Идеи фильма показались нашей группе очень интересными, поэтому мы планируем обсудить их на уроках Theory of knowledge.

 

Дарья Лапко, 10 DP

Я посетила НИУ ВШЭ, чтобы посмотреть и обсудить документальный фильм «АльфаГо». Он рассказывает об искусственном интеллекте, как его использовали для создания программы для игры в го – одной из древнейших и самых сложных для понимания игр. АльфаГо — название самой программы, созданной командой Google Deep Mind. Играя с Ли Седолем, лучшим в мире игроком в го, АльфаГо выиграла 4 игры из 5. Это невероятный результат, который позволил поднять на новый уровень использование искусственного интеллекта. После фильма было обсуждение: доценты кафедры компьютерных наук отвечали на вопросы зрителей по поводу проблем, поднятых в фильме. Я узнала много нового об искусственном интеллекте и с удовольствием схожу на показ ещё одного фильма в НИУ ВШЭ.

 

Тимур Исмаилов, 11 DP

Фильм «АльфаГо» рассказывает историю из жизни научных сотрудников – группы единомышленников, создавших компьютерную программу, которая сама обучилась древней и сложной китайской настольной игре – го. Суть фильма не только в том, чтобы рассказать о научном достижении, он затрагивает интересный этический вопрос о роботах и искусственном интеллекте. Программа научилась совершать ходы путём анализа множества партий игроков-людей (стоит отметить, что училась она у профессиональных игроков). В итоге искусственный интеллект научился не только хорошо играть и обыгрывать всех, но делать ходы иррационально, совершать ошибки. Возможно, один раз он даже специально издевался над своим соперником.

Фильм может навести на мысль о возможности скорой потери контроля над роботами, если человечество начнёт их использовать массово. Фильм заставляет лишний раз задуматься об этической стороне вопроса о научном прогрессе и о развитии роботов и искусственного интеллекта.

 

Элина Фридман, 11 DP

Я и мой класс посмотрели интересный документальный фильм AlphaGo 2017 года. Фильм не только посвятил нас в увлекательную и сложную игру го, но и впечатлил тем, что заставил задуматься над многими вопросами: могут ли компьютеры думать, как люди, возможно ли создать искусственный интеллект, сравнимый с человеческим разумом?

Также фильм показал важность развития технологий и борьбу человечества против невежества.

 

Анастасия Когатько, 10 DP

Последние уроки TOK (Theory of knowledge) прошли в рамках «Недели кино». Одним из просмотренных нами фильмов был «Двухсотлетний человек», снятый талантливым режиссером Крисом Коламбусом. Эта история о роботе по имени Эндрю Мартин  показала мне, что человеком мало родиться, им надо стать. Благодаря хорошему отношению семьи, в которую он попал, и поддержке близких, в Эндрю были взращены те качества, которых, к сожалению, лишены некоторые из нас: искренность, заботливость,  пытливость ума. Главное, на мой взгляд, – это то, что роботу удалось развить свою собственную личность. Всю жизнь он провел в попытках получить признание того факта, что машина может быть равна человеку не только разумом, но и обладать правами, равными человеческим. Его рвение к осуществлению своей мечты усилилось благодаря движущей силе любви, что связывала его с девушкой по имени Порша, внучкой бывшего хозяина. Ради неё и возможности быть рядом с ней как человек Эндрю без раздумий жертвует своим бессмертием. В конце фильма верховный суд всё же объявляет его человеком, и их брак с Поршей признается действительным, однако, этого Эндрю уже не слышит: он уже оставил этот мир…

В какой степени этика может быть уместна по отношению к искусственному интеллекту? Что делает человека человеком? Каким образом наука влияет на этические нормы? Эти и другие вопросы то и дело тревожили моё сознание по завершении просмотра данного удивительного фильма. Очевидно, ответить на них мне удастся в моем следующем эссе.

 

Евдокия Попова, 10 DP

Досмотрев фильм «Двухсотлетний человек», я начала испытывать лёгкое чувство страха. Развитие робота Эндрю и его становление как человека заставило меня насторожиться. Конечно, меня восхищают достижения учёных, но я не хочу, чтобы машины заменяли людей и, тем более, были на нас похожи. Да, в фильме робот был добрым, хорошим и порядочным, но фильм – это фильм, в реальной жизни всё иначе.

Как любой девушке, мне понравилась концовка: Эндрю и Порша – его возлюбленная, ради которой Эндрю отказывается от своего бессмертия, – умирают в уже почтенном возрасте, в один день, вместе, держась за руки. Думаю, в этом таится посыл режиссёра: даже в далёком, таком технологически развитом будущем есть место для любви, и в неё нельзя переставать верить.

 

Валерия Жирнова, 10 DP

Человечность и искусственный интеллект – два совершенно противоположных понятия. Робота от человека отличает неспособность испытывать какие-либо эмоции и чувства. Человечность не может быть свойственна машине. Так ли это?

Режиссёр фильма «Двухсотлетний человек» Крис Коламбус поднимает эту проблему, смоделировав ситуацию будущего, когда роботы уже очень развиты и способны заменить человека почти во всём.

Всё начинается с того, что семья Ричарда Мартина приобретает робота нового поколения, которого они называют Эндрю. Живя у Мартинов, он изучает интересующие его вопросы об обществе и постепенно начинает понимать, что становится человеком «изнутри», что у него появляется душа. Тогда он отправляется в длительное путешествие, чтобы найти роботов, похожих на него. В самом конце своих поисков он встречает инженера по имени Руперт Бёрнс. Вместе они придают Энрю человеческий облик, и в таком виде он возвращается к Мартинам, где встречает уже постаревшую Аманду, обожавшую его в детстве, и её внучку Поршу, в которую влюбляется. Спустя время, Эндрю становится ещё более «человечным»: Руперт вставляет ему  синтетические органы. Эндрю обращается к суду, чтобы его признали человеком, однако получает отказ. Эндрю и Порша проживают долгую счастливую жизнь. Постаревшая Порша объясняет Эндрю, что она не бессмертная, и Эндрю вновь обращается к Руперту, на этот раз с просьбой сделать его смертным. Фильм заканчивается тем, что Эндрю и его любимая держатся за руки в ожидании решения суда о признании его человеком. Эндрю умирает за мгновение до того, как верховный судья произносит слова: «Эндрю – старейший человек в мировой истории.

Я признаю действительным его брак с Поршей Чарни и объявляю его человеком».

На мой взгляд, это очень глубокий и сильный фильм, в котором раскрывается не только тема человека и искусственного интеллекта, но и такие сложнейшие темы, как рабство и свобода, борьба за свои права, жизнь и смерть, любовь. «Двухсотлетний человек» оставил у меня смешенные впечатления, ведь, с одной стороны, тот факт, что человечность может появиться даже у робота, вселяет надежду, что она может быть в любом, даже в самом жестоком человеке, но, с другой стороны, фильм слишком выходит за грани фантастики, ведь за чувства отвечает мозг — нейронная органическая сеть, а робот, даже такой развитый, является лишь комбинацией проводов и метала.

 

Зарема Костоева, 11 DP

Мне понравился фильм «Двухсотлетний человек». Он был полезен в контексте ТОК. Например, затрагивал такую глобальную проблему, как прогресс и его последствия. Проблема роботизации актуальна сейчас. С одной стороны, это даёт возможность увеличивать производительность труда, с другой – работу теряют люди. Во время обсуждения фильма мы пришли к выводу, что пропасть между богатыми и бедными странами с развитием новых технологий будет только увеличиваться.

 

Владимир Кругляков, 11 DP

Фильм «Двухсотлетний человек» заставляет задуматься о том, что же такое жизнь, какова роль общества и близких, что есть признание. Этот фильм был полезен для ТОК тем, что затрагивал важные ways of knowing, а именно emotions. Робот, желая быть признанным, биологически стал человеком, пожертвовав бессмертием, ради того чтобы стать человеком полностью, не только ментально, но и физически. Меня тронуло, что робот был «человечнее» многих людей, возможно, ввиду того, что не испытывал такое количество негативных чувств, или же робот был более объективным. Фильм затрагивает много тем ТОК, в частности этическую сторону прогресса. Также в нем я нашёл некоторые аргументы для ТОК essay.

 

Тимур Исмаилов, 11 DP

Фильм «Двухсотлетний человек» произвёл на меня впечатление, так как раскрывает на примере робота, испытавшего чувства и эмоции, тему человеческих качеств, которые мы ценим. Робот был добрым, порядочным, искренним и открытым – это по-настоящему отличало его от многих людей. Также в фильме затрагивается очень важная тема признания. В мире есть множество примеров людей, достоинства которых признали после смерти, в фильме же робот отказался от бессмертия, то есть пошёл на смерть ради признания. Меня поразили слова Эндрю: «Будучи роботом, я мог бы жить вечно. Но сегодня я хочу сказать, что лучше умру как человек… чем буду жить вечно как машина». На вопрос судьи «3ачем Вам это нужно?» Эндрю ответил: «Чтобы меня признали тем, кто я есть… не больше и не меньше… не ради славы, не ради почестей… но просто ради истины. В этом была главная цель моего существования. И она будет достигнута… если я буду жить или умру с достоинством».

Фильм заставляет в очередной раз задуматься о проблемах общества, его чёрствости, а также учит нас быть искренним, добрыми и сопереживающими».