4 декабря студенты 8 класса исследовали скульптуру средних веков в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
У портала собора во Фрайбурге в Итальянском дворике музея мы обсудили, чем отличается средневековая скульптура от античной и как зодчие дополняют архитектурные решения человеческими образами.
Главное исследовательское задание ожидало нас у бронзовых дверей церкви святого Михаила в Хильдесхайме. Студентам надо было разобраться, как писали средневековые авторы свою «Библию для неграмотных» с помощью последовательности выбранных сюжетов.
Сравнив нисходящий ряд сюжетов Ветхого Завета и разворачивающееся снизу вверх повествование о событиях, описанных в Евангелии, студенты увидели глубокий смысл соединения эпизодов, оказавшихся рядом.
Вот что пишет Соня Гордейчик:
«Сюжет, в котором Ева протягивает запретный плод Адаму, является первым грехом, первым шагом, из-за совершения которого они будут изгнаны из рая на землю. Сцена с Распятием, напротив, показывает искупление не только этого, но и всех остальных грехов человечества». Оказывается, средневековые соборы с помощью скульптуры в них, как пишет Андрей Мирошниченко, могли «помогать узнавать больше тем, кто не умел читать, и учили моральным ценностям».