В рамках школьной программы наш 10-й класс побывал в Нижнем Новгороде и в окрестностях, посетив места, где великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин оставил свой след. Наше небольшое путешествие по прекрасному городу и его окрестностям было тесно связано с творчеством поэта.
В последний день нашей ознакомительной поездки мы посетили музыкальный спектакль «Пушкин, Моцарт и Сальери. Послесловие…» по пьесе Владимира Александрова «Пушкин. Реквием», ансамбля солистов «Премьера», который проходил в Доме актера им. Вихрова. (Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив).
Смесь завораживающей музыки и превосходной актерской игры создала невероятную атмосферу. Мы выходили из зала в полном восторге, обсуждая друг с другом увиденное на сцене, не прекращая восхищаться. Данный спектакль оставил после себя исключительно положительные эмоции, заставив нас переосмыслить произведение А.С. Пушкина, посмотреть на него под другим углом, и за это мы хотим сказать «спасибо» артистам и всем, кто стоит за созданием «Пушкин, Моцарт и Сальери. Послесловие…»
Ансамбль солистов «Премьера» Академического музыкального колледжа при Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского был создан в 1994 году. Все годы деятельности Ансамбля солистов им руководит профессор Московской консерватории, дирижер Большого Театра России, заслуженный артист России Игорь Дронов. Ансамбль формируется из студентов колледжа, многие солисты являются лауреатами и дипломантами различных конкурсов, много концертируют с сольными программами.
За время существования Ансамбль солистов «Премьера» зарекомендовал себя как один из лучших юношеских оркестров России. Ансамбль солистов достойно представляет русскую исполнительскую школу за рубежом. В 2004 году с успехом выступил в Чехии и стал дипломантом XI Международного фестиваля: Musica Sacra Praga (Прага, Чехия). В рамках программы «Новые имена» коллектив выступал в резиденции Папы Римского Иоанна Павла II, на праздновании 50-летия ЮНЕСКО и ООН в Париже и Женеве. Ансамбль ведет активную концертную деятельность, принимает участие в музыкальных фестивалях. В его биографии — фестивали «Таланты России» в Москве, «Тургеневская осень» в Орле, «Русский север» в Вологде и многие другие.
После спектакля, во время ужина, у нас была уникальная возможность пообщаться с музыкантами и актером. Наши студенты с превеликим удовольствием задали интересующие их вопросы составу музыкального спектакля. Студенты распределились по группам и провели мини-интервью в видео и аудио формате. Мы хотим поделиться с вами некоторыми ответами наших дорогих музыкантов и актера.
Дмитрий Кушнарёв и Сергей Шустицкий, Актер театра:
Д: Каково это — переключаться между разными ролями: Моцарт, Сальери, Пушкин, Жуковский, — это же все непросто?
С: Я вам скажу честно, что это не всегда получается у меня. На первых спектаклях разница между персонажами, как мне кажется, была малозаметная. Но сегодня это получилось очень хорошо. За это я и люблю театр. Это живая история, и ты имеешь возможность исправить свои ошибки, которые были в прошлый раз.
Д: Что можете сказать о городе? Вам нравится Нижний Новгород?
С: Да, Нижний я посещал еще в детстве , тогда он назывался Горьким. Я помню, как мы ходили с родителями по Кремлю и как смотрели на реку. Город произвел на меня теплое впечатление. А потом я приезжал сюда в роли жюри на Всероссийский конкурс имени Андрея Миронова. Возвращаться сюда всегда приятно, здесь красиво и тихо.
Дмитрий Кушнарёв и Участники ансамбля:
Д: Вы играете для души, вне учебы или концертов?
М: Для души играем, когда остаемся наедине. У себя дома , например . Но а если мы в поездке, то тут почти некогда играть, иногда и не хватает личного времени.
Д: Считается ли переход в другой оркестр чем-то постыдным, или это абсолютно нормальная практика?
М: Менять оркестры — это не проблема, в этом нет чего-то плохого. Просто бывает такое, что в новый оркестр очень тяжело перейти. Можно сказать, что пребывание в оркестре — это высший этап в карьере активного музыканта. И многие из нас стремятся попасть в оркестр Гергиева или Спивакова, к примеру. Но в этом и заключается сложность работы музыкантом: никогда не понятно, что будет дальше. И этого понимания, как раз, часто не хватает в нашей работе.
Д: Как Вы считаете, музыка сейчас развивается или деградирует?
М: Это очень хороший вопрос. Мне кажется, что на него нельзя ответить однозначно. Понимаете, развитие музыки можно сравнить с попрыгунчиком . Попрыгунчик, если его кинуть, сначала летит вверх, а потом летит вниз. Я не хочу говорить, что мы уже летим вниз, и музыку вообще нельзя однозначно так оценить. Все-таки музыка.. она меняется, она не становится лучше или хуже, она становится другой.
М: Был ли у Вас в жизни момент, когда вы хотели бросить то, чем занимаетесь?
У: Да, был.
М: И что Вас смотивировало продолжить заниматься музыкой? Может, что-то вдохновило?
У: Я перешла в другое учебное заведение, как раз в училище при консерватории, и кардинально сменила окружение. Это способствовало улучшению моего состояния: я смогла вернуться к любимому делу, снова начать играть.
М: С какого возраста Вы занимаетесь музыкой?
У: С 6 лет, а сейчас мне 22. Получается, почти всю свою жизнь, за это время музыка стала её значимой частью.
М: Тяжело ли построить карьеру?
У: Построить успешную карьеру музыканта достаточно сложно, так как везде очень большая конкуренция. И даже после окончания учебного заведения нет гарантии того, как будет развиваться твоя карьера. Конечно, многие очень хотят работать в оркестре, но везде есть постоянный состав музыкантов, который редко меняется, как правило, туда приходят и играют до пенсии. Конкуренция также зависит от того, на каком инструменте ты играешь. В струнных намного сложнее пройти конкурс, так как обычно на каждом курсе их несколько десятков, тем временем как медных инструментов бывает очень мало, всего 2-3 на курсе.
Даниил Сидоренко, Ярослав Копылов и Участники ансамбля:
Д, Я: Почему Вы выбрали путь музыканта?
М: Путь музыканта — это увлекательное и по настоящему творческое путешествие, которое открывает огромные возможности для личностного роста. Когда меня спрашивают, почему я выбрал этот путь, я вспоминаю о множестве способов, которыми он позволяет мне постоянно развиваться. Изучение исполнительского искусства — это не просто овладение техникой, это глубокий процесс, формирующий психологическую и эмоциональную глубину человека. Через акт исполнения музыкант учится передавать сложные эмоции аудитории, создавая художественные образы, которые находят отклик не только в самой музыке. Каждое выступление открывает что-то уникальное в музыканте: как он взаимодействует с материалом, на что обращает внимание и какие приоритеты расставляет на сцене. Эти тонкие выборы отражают его внутренний мир, делая исполнительское искусство увлекательным исследованием человеческой психологии.
Музыка развивает мышление музыканта, расширяет его взгляды и усиливает восприятие сложностей жизни. Работая над музыкальным произведением и воплощая его для других, вы не просто предлагаете исполнение, вы рассказываете историю, создаёте переживание, которое трогает и вас, и слушателей .
“В конечном итоге, быть музыкантом — это путь, который приносит
глубокое удовлетворение, предоставляя как интеллектуальные
вызовы, так и эмоциональные награды”.
Кроме того, музыка даёт удивительную возможность взаимодействовать с другими, будь то через сольные выступления или в составе ансамблей, таких как оркестры или дуэты. Прослушивание других музыкантов, обучение у них и совместное творчество помогают расти в тех направлениях, которые в одиночной работе недоступны. А когда аудитория благодарно откликается, это завершает опыт, делая его ещё более ценным.
Над статьей работали студенты 10 класса:
Организатор: Алесенко Алиса
Интервьюеры: Брайцева Екатерина, Кушнарёв Дмитрий, Галаева Мария, Мрочко Ярославна, Алесенко Алиса, Копылов Ярослав, Кузнецова Мария, Сидоренко Даниил
Арт-редакция титульных листов: Кузнецова Мария
Арт-редакция статьи:
Мрочко Ярославна
Работа с текстом: Копылов Ярослав, Сидоренко Даниил, Кушнарёв Дмитрий, Галаева Мария, Ильялов Олег, Ильялов Александр, Брайцева Екатерина
Мы благодарим за организацию этой встречи нашего директора, Светлану Сабировну Куличенко, нашу школу «Интеграция XXI век», директора Ансамбля солистов «Премьера», руководителя проекта «Пушкин, Моцарт и Сальери. Послесловие», заслуженного работника культуры РФ Казакову Тамару Васильевну и Ансамбль солистов «Премьера».
Это был незабываемый творческий вечер в прекрасной компании.
Желаем дальнейших успехов нашим уважаемым артистам!