«Музыка есть высшее проявление мудрости и философии» (Л. Бетховен)
16 декабря 2020 года весь мир отмечает 250-летний юбилей Людвига ван Бетховена.
Бетховен – немецкий композитор, представитель венской классической школы. Наряду со своими старшими коллегами по цеху Й. Гайдном и В.А. Моцартом он заложил основы развития всей европейской музыки на долгие десятилетия вперёд. Музыка Бетховена — одно из величайших явлений мировой культуры. Творчество композитора занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.
Бетховен появился на свет в Бонне, в семье музыканта придворной капеллы. Первые музыкальные знания будущий композитор получил от отца и его сослуживцев. В то время музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке — Моцарте, и отец хотел сделать из сына такого же вундеркинда, обучая игре на клавесине и скрипке. Бетховен старший отличался буйным нравом и грубостью: он заставлял сына заниматься днями напролёт и даже по ночам, а за неповиновение жестоко наказывал. Чудо-ребёнком Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование.
Из-за постоянной нужды, которую испытывала семья, Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в тринадцать лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста, позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. Семнадцати лет он посетил Вену и познакомился со своим кумиром Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе».
Несмотря на то, что Людвигу пришлось рано бросить школу, его тяга к образованию была очень велика. Он много читал, выучил латынь, итальянский и французский языки. В девятнадцать лет молодой человек поступил вольнослушателем на философский факультет Боннского университета. Именно в это время пришла весть о Великой Французской революции, идеи которой были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений. Бетховен проникается идеями свободы, равенства и всечеловеческого братства. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул».
В конце XVIII века центром притяжения для музыкантов всей Европы была Вена – город, где жили и творили Гайдн, Моцарт и другие выдающиеся музыканты своего времени. При первой же возможности Бетховен устремился в Вену, где начал карьеру пианиста, довольно быстро завоевав славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки, в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить свое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один».
Блестящая карьера Бетховена внезапно оказалась поставлена под удар. Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни — прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привели его к сильнейшему душевному кризису. Отчаяние, охватившее композитора, нашло отражение в так называемом «Хайлигенштадтском завещании». Это было прощальное письмо, адресованное младшим братьям. Преодолеть столь жестокий кризис Бетховену помогло творчество: «…Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», — писал композитор, — «Только искусство меня удержало». К этому же периоду принадлежат и знаменитые слова Бетховена «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…». Одно за другим появляются самые типичные для его творчества, самые прославленные сочинения, проникнутые энергией, горделивым духом самоутверждения, героической борьбы и преодоления.
Глухота композитора стала полной, и с 1818 г. он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье, Бетховен полностью сосредоточился на творчестве.
В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Обращенная ко всему передовому человечеству, его музыка была смелым вызовом эстетике феодальной аристократии.
Идейным завещанием Бетховена человечеству стала знаменитая Девятая симфония. Идея преодоления страдания и торжества света последовательно проведена через всю симфонию и с предельной ясностью выражена в финале благодаря введению поэтического текста «Оды к радости» Ф. Шиллера. Финальный призыв — «Обнимитесь, миллионы!» — стал пламенным обращением ко всему человечеству.
Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.
Последние годы жизни композитора были наполнены славой, популярностью и признанием. Даже власть, несмотря на его откровенные мысли и высказывания, не смела трогать музыканта.
Бетховен умер на 57-м году жизни. 29 марта 1827-го года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 20 000 горожан, были отменены занятия в университетах. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт — он умер год спустя и был похоронен рядом со своим кумиром.
Мир музыки Бетховена ошеломляюще разнообразен. Его герой не только борец, но и мыслитель, наряду с действием ему свойственна склонность к сосредоточенному размышлению. Через призму возвышенного и глубокого интеллекта в музыке Бетховена преломляется жизнь во всём её разнообразии — бурные страсти и отрешенная мечтательность, театральная драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта, прославление реальной жизни в её многогранных аспектах и идея космического величия мироздания.
Завершая эпоху музыкального классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку – веку романтизма. Его музыка возвышается над всем, что было создано его современниками и следующим за ними поколением, перекликаясь подчас с исканиями гораздо более позднего времени. До сих пор не исчерпаны идеи и музыкальные образы гениального бетховенского искусства.
Еремеева О.В., учитель музыки начальных классов Международной школы «Интеграция 21 век»