Человек с большой буквы
9 мая — День Победы — праздник, посвящённый победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Эта победа — великий подвиг русского народа, пережившего страшнейшие времена, но благодаря силе духа и мужеству сумевшего справиться с фашистской угрозой, отстоять своё Отечество и восстановить мир для многих других наций. Не было семьи в нашей стране, которую бы не затронула Великая Отечественная война; всем нанесла она неизлечимые раны и принесла боль утрат. Нам очень повезло жить в мирное время, поэтому о ней мы можем узнать только из книг и рассказов старшего поколения — немногих оставшихся в живых свидетелей тех дней.
Я родилась и живу в Москве. Москва — мой дом, но мои корни так же крепко связывают меня с Санкт-Петербургом. Я не ступала по его мостовым уже три года и мечтаю вернуть время назад, чтобы снова побывать в том детстве, когда каждые майские праздники мы всей семьёй приезжали к моей бабушке Люсе, папиной маме, и её родителям на каникулы. В мой Питер.
Прошло три года, как мы не праздновали 9 мая так ярко, как прежде. Три года, как умер мой прадедушка Валя. Четыре месяца, как умерла моя прабабушка Оля. Они были парой лебедей. Прожили рука об руку 70 лет! Я плачу. Сколько их помню, они вместе, прижавшись друг к другу, гуляли по улицам, ходили за хлебом, принимали меня в своей квартире, как гостью. Я с упоением вспоминаю тот запах апельсиновых долек в сахаре, стоящий в их спальне, кружевные занавески, старый шкаф с фотографиями, орденами и благодарственными письмами…
Как многие из того поколения, прадедушка не любил вспоминать о войне, но иногда рассказывал об этих страшных годах.
Ленинград. Моему прадедушке только-только исполнилось 16 лет, как началась блокада Ленинграда. Валентин был курсантом Высшего военно-морского училища им. Фрунзе. Его отец, Иван Егорович, воевал в Народном ополчении и защищал подступы к Ленинграду. Был ранен. Валя и его мама ходили к отцу в госпиталь. Раненым тогда давали немного больше хлеба — он всё отдавал супруге и сыну. Моя прапрабабушка готовила суп из клея с кусочками бумаги, одежды. К счастью, в 1942 году моего прадедушку со всем училищем эвакуировали из Ленинграда. Обучение продолжалось в Баку. В 1944 в свои девятнадцать лет, сразу после окончания мореходного училища, он вместе с другими совсем молодыми офицерами, ещё вчера курсантами, был отправлен на восток нашей страны – на японский фронт. Ехали в ужасных условиях, в холодных вагонах, часто впроголодь. На восток доехали не все… И уже там, в реальных военных действиях полегли ещё многие… совсем ещё мальчишки… После войны Валентин Иванович служил на всех флотах России вплоть до выхода на пенсию.
Моя прабабушка Оля во время войны жила в Москве, рыла окопы, тушила фугасы на крышах города. Ей было шестнадцать лет! Шестнадцать. Как мне сегодня…
Я храню в своей памяти каждое слово из их скупых рассказов и, всякий раз вспоминая, чувствую внутреннюю дрожь от моего восхищения этими людьми. Они прошли через страшные времена, пережили ужасные события, теряли близких, прадедушка в 19 лет был вынужден участвовать в настоящих сражениях, но они не сломались, не обозлились. Напротив, они всегда так ценили и любили жизнь и людей, как будто внутри у них горел волшебный неисчерпаемый источник бесконечной доброты и душевного тепла. Я не видела более благородного мужчины, чем мой прадедушка Валя – человек слова и чести во всём, умный, добрый, честный, Офицер с большой буквы. Человек с большой буквы… Прадедушку Валю запоминали все, с кем он когда-либо общался, поскольку для каждого у него находилось доброе слово и тёплая улыбка. Бабушка рассказывает, что, когда он умер, её на улице часто спрашивали смутно знакомые ей люди: «А где же дедушка? Что-то его давно не видно…». Провожали прадедушку, как офицера, трехкратным залпом почетного караула…
Я сохраню в своей памяти всё, что связано с моими прадедушкой и прабабушкой, каждую минуту общения, и буду молиться за их покой. Я восхищаюсь и преклоняюсь перед ними и бесконечно благодарна им и миллионам других за то, что я живу свободно и под мирным небом. Мы все — последующие поколения — должны быть достойны подвигов наших предков…
Екатерина Ванурина, 2020