Кто Я? Какой Я? Как я воспринимаю окружающий мир? Каковы мои отношения с ним? – такие важные вопросы для подростка! Тема первого межпредметного урока литературы, рисования и психологии в 5 «А» классе нашей «Интеграции» была сформулирована так: «Мой психологический портрет». Формирование навыка самопознания на этой ступени очень важно в программе МУР.
Нарисовать портрет — это очень непросто даже для писателя, художника, музыканта, создающего художественный образ, а перед нами пятиклассники, адаптирующиеся в средней школе. Как помочь им в этой адаптации? Мы знаем как.
В начале урока Заслуженный учитель России Владимирова А.В. познакомила студентов с такими понятиями, как «символ», «аллегория», «психологический портрет». Затем ученикам было предложено подумать о себе — качествах своего характера, взаимоотношениях, внутреннем мире. А кто как не психолог поможет им понять себя?
На доске вопросы и ключевые слова, которые помогут сформулировать свои мысли: «рефлексия», «мне не нравится…», «я люблю», «мои отношения», «самое дорогое»… И рисунки. Солнце – радость, тьма – печаль, слеза – горе, ручка – творчество…
Следующий этап – попытка учеников изобразить свое состояние, свой внутренний мир с помощью символов — композиционно расположенных предметов и их цветовой гаммы.
Процесс творчества. Что великолепнее может быть на уроке? Думали. Набрасывали. Краем глаза смотрели на то, что происходит у соседа по парте. Стирали и рисовали снова. Вдумчивые, сосредоточенные, увлеченные. И я видела эти наброски: уютную печь в доме, дельфина в голубом просторе, кактус на окошке, кошку с клубком… Как интересно! О чем думают сейчас дети?
Для пятиклассников в силу их возраста мало изобразить – им так хочется рассказать о себе!
Подготовка презентации была домашним заданием: возможно, кто-то захочет рассказать о своем символическом портрете родителям; также было важно, чтобы учащиеся дома еще раз вернулись к заданию, — такой прием приводит к более глубокому пониманию себя.
На втором уроке ученики презентовали свои образы. По рисункам было видно, что дома они добавили новые символы и цвета к своему портрету. Рассказывали о себе вдохновенно, честно и красиво. Начальная школа научила грамотно выражать свои мысли.
А как заинтересованно слушали! С каким воодушевлением задавали вопросы, связанные с детализацией портрета! И отвечали с достоинством и радостью. Почему печка? Потому что для меня самое дорогое – семья. Клубок, разматываемый кошкой? Это длинная и интересная жизнь. Ласковая и игривая, как кошка. Чем объяснить выбор колючего кактуса? Я такой же… И каждый неповторим. А все вместе – команда.
Для нас, педагогов, анализ рисунка позволяет лучше узнать ребенка, нам интересно, как он развивается, как хочет достичь определенных целей, чтобы выявить индивидуальные способности каждого. Человек в любом возрасте нуждается в психологической поддержке, потому что иногда ему может не хватать душевных сил, иногда нужной информации или правильного понимания ситуации, в которой он оказался. Можно ли ему помочь? Можно, если он готов принять эту помощь и воспользоваться ей.
Подобная интеграция развивает у учащихся навыки понимания и самовыражения, позиционирования себя в обществе.
Спрашивать, понравился этот цикл уроков, не было нужды: горящие глаза, светлые и яркие тона рисунков, оживленное обсуждение и необыкновенное желание положить свой рисунок в портфолио – все это как нельзя лучше показало интерес студентов и принесло чувство удовлетворения нам, их наставникам.
А вы хотите познать себя? Приходите на наши уроки, и вы узнаете о себе много интересного, о чем и не задумывались ранее. Мы не только обучаем – мы воспитываем прекрасных людей. Двадцать первого века.
Врублевская Т.В., психолог Международной Общеобразовательной школы с углубленным изучением языков «Интеграция 21 век»