logo

Психологический портрет наших пятиклассников.

Кто Я? Какой Я? Как я воспринимаю окружающий мир? Каковы мои отношения с ним?  – такие важные вопросы для подростка!  Тема первого межпредметного урока литературы, рисования  и психологии в  5 «А» классе нашей «Интеграции» была сформулирована так: «Мой психологический портрет».  Формирование навыка самопознания на этой ступени очень важно в программе МУР.

Нарисовать портрет —  это очень непросто даже для писателя,  художника, музыканта, создающего художественный образ, а перед нами пятиклассники, адаптирующиеся в средней школе. Как помочь им в этой адаптации? Мы знаем как.

В начале урока Заслуженный учитель России Владимирова А.В.  познакомила студентов с такими понятиями, как  «символ», «аллегория», «психологический портрет». Затем ученикам было предложено подумать о себе —  качествах своего характера, взаимоотношениях,  внутреннем мире. А кто как  не психолог поможет им понять себя?

На доске вопросы и ключевые слова, которые помогут сформулировать свои мысли: «рефлексия», «мне не нравится…», «я люблю», «мои отношения», «самое дорогое»…  И  рисунки. Солнце – радость, тьма – печаль, слеза – горе, ручка – творчество…

Следующий этап – попытка учеников  изобразить свое состояние, свой внутренний мир  с помощью символов —   композиционно расположенных предметов  и их  цветовой гаммы.

Процесс творчества. Что великолепнее может быть на уроке? Думали.  Набрасывали. Краем глаза смотрели на то, что происходит у соседа по парте. Стирали и рисовали снова.  Вдумчивые, сосредоточенные, увлеченные. И я видела эти наброски:  уютную печь в доме, дельфина в голубом просторе, кактус на окошке, кошку с клубком…  Как интересно! О чем  думают сейчас дети?

Для пятиклассников   в силу их возраста  мало изобразить – им так хочется рассказать о себе!

Подготовка презентации была домашним заданием: возможно, кто-то захочет рассказать о своем символическом портрете родителям; также было важно, чтобы учащиеся дома еще раз вернулись к заданию, — такой прием приводит к более глубокому пониманию себя.

На втором уроке ученики презентовали свои образы. По рисункам было видно, что дома они добавили новые символы и цвета к  своему портрету.  Рассказывали о себе вдохновенно, честно и красиво. Начальная школа научила грамотно выражать свои мысли.

А как заинтересованно слушали! С каким воодушевлением задавали вопросы, связанные с детализацией портрета! И отвечали с достоинством и радостью. Почему печка? Потому что для меня самое дорогое – семья. Клубок, разматываемый кошкой? Это длинная и интересная жизнь. Ласковая и игривая, как кошка. Чем объяснить выбор колючего кактуса? Я такой же… И каждый неповторим. А все вместе – команда.

Для нас, педагогов, анализ рисунка позволяет лучше узнать ребенка,  нам интересно, как он развивается, как хочет достичь определенных целей, чтобы выявить индивидуальные способности каждого. Человек  в любом возрасте  нуждается в психологической поддержке, потому что иногда ему может не хватать душевных сил, иногда нужной информации или пра­вильного понимания ситуации, в которой он оказался. Можно ли ему помочь? Можно, если он готов принять эту помощь и воспользоваться ей.

Подобная интеграция развивает у учащихся навыки понимания и самовыражения, позиционирования себя в обществе.

Спрашивать, понравился этот цикл уроков, не было нужды: горящие глаза, светлые и яркие тона рисунков, оживленное обсуждение и необыкновенное желание положить свой рисунок в портфолио – все это как нельзя лучше показало интерес студентов и принесло чувство удовлетворения нам, их наставникам.

А вы хотите познать себя? Приходите на наши уроки, и вы узнаете о себе много интересного, о чем и не задумывались ранее. Мы не только обучаем – мы воспитываем прекрасных людей. Двадцать первого века.

Врублевская Т.В., психолог Международной Общеобразовательной школы с углубленным изучением языков «Интеграция 21 век»

DSC_9453 DSC_9435 DSC_9437 DSC_9438 DSC_9444 DSC_9458 DSC_9460 DSC_9461 DSC_9464 DSC_9465 DSC_9466 DSC_9472 DSC_9434 DSC_9401 DSC_9407 DSC_9404