logo

Третьяковская галерея

26 ноября ученики 9 класса знакомились с особенностями русской иконописи и принципами иконографии в экспозиции древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.

Термин «Иконография» в истории и теории искусства означает описание и систематизацию типологических признаков и композиций, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Знание иконографии помогает понять не только сюжеты, но и смысл, заключенный в конкретном изображении в контексте эпохи.

Каждый ученик самостоятельно изучал один из иконографических типов, сравнивая между собой иконы различных эпох.

Не всегда достаточно интуитивного понимания произведения искусства, иконы нужно читать как зашифрованный код, и ребята познакомились с основными правилами чтения таких сложных художественных текстов.

Алиса Папшева, Мишель Миненко, Марианна Салихова и Анатолий Полухин познакомились с различными вариантами изображения Богоматери и символическим смыслом деталей в иконографических типах «Одигитрия», «Знамение», «Умиление» и «Успение»,

Кирилл Добролюбов показал одноклассникам неизменные признаки изображения сцены Благовещения, а Гордей Васильев постарался разобраться в происхождении иконографического типа «Спас Нерукотворный».

 

Алиса Папшева: «Одигитрия – это изображение Богоматери с младенцем Христом на руках. Дева Мария одной рукой поддерживает Христа, а другой указывает на Него, как на путь к спасению для человечества. Христос изображен взрослым, правая рука всегда в жесте благословения, а левая держит свиток – символ христианского учения. Основное значение этого иконографического типа – не материнское чувство, а торжественное явление Христа в мир. Я посмотрела иконы XII, XV и XVII века и вижу, что неизменные догматические черты наполняются разным художественным и эмоциональным содержанием. Внутри строгого канона, как внутри рамки, происходит глубокий и живой творческий процесс».

Гордей Васильев: «Основной смысл иконы «Спас Нерукотворный» заключается в свидетельстве о том, что след, оставленный Христом в мире, был реальным. Различные иконы этого типа (новгородская, московская и строгановской школы) показывают, как неизменный канон позволяет передавать разные грани одного и того же образа. Меняющиеся детали раскрывают богатство канона, позволяя иконописцу говорить со зрителем на понятном им обоим языке».

Анатолий Полухин: «Несмотря на единство канона, каждая из икон «Богоматерь Умиление» раскрывает свою грань смысла: Донская – духовная мощь, Толгская – величие, Любятовская – утешение и человеческая теплота. Эти различия показывают, как в рамках канона разные мастера выражали уникальное понимание евангельской любви».

Мишель Миненко: «Общий смысл икон «Успение Богоматери» — торжество вечной жизни и победа над смертью. Момент перехода Богородицы из земной жизни в жизнь небесную показан как торжественное и чудесное явление, перед которым отступает скорбь апостолов».

Марианна Салихова: «Общий смысл иконы «Знамение» — образ предвечного замысла о спасении. Канон сложился еще в Византии: Богоматерь Оранта, молящаяся и одновременно являющая миру Христа. Канон жил и развивался, в более поздних иконах мы видим добавленные изображения святых на полях, а также дополнительные символы и декоративные элементы».

Кирилл Добролюбов: «Сцена Благовещения означает начало спасения человечества, соединение небесного и земного. Детали могут усилить тему Страстей и Рождества, как добавленная фигура младенца Христа на фоне фигуры Девы Марии в Устюжском Благовещении. В иконе XV века усиливается динамизм и декоративность».