logo

Путешествие «Интеграции XXI век» в гости к Андрею Рублеву в Спасо-Андроников монастырь

Сегодня, 22 сентября 2018 года, я, ученик 9 класса Международной общеобразовательной школы «Интеграция 21 век» Дронов Иван, веду свой репортаж из Спасо-Андроникова монастыря – одного из главных в Москве. В XIV веке, когда был построен этот монастырь, он имел не только религиозное значение, но и военно-оборонительное, а именно был реальной преградой для таких врагов, как литовцы и татаро-монголы.

Обращаюсь к учителю русского языка и литературы Владимировой А.В. с вопросом:

— Антонина Васильевна, почему Вы выбрали для 9 класса экскурсию в Андроников монастырь?

— Во-первых, литература Древней Руси неотделима от религии – это известно всем. Именно в монастырях переписывались монахами литературные произведения, в них они сохранялись, как, например, «Слово о полку Игореве» – героическая поэма древности, которую мы изучали на уроках литературы. Я хотела, чтобы вы уловили неповторимый культурный «запах» Руси, сохранившийся в таких местах, как это.

Во-вторых, вы учитесь в школе, где очень развиты межпредметные связи, а здесь такое богатство жанров живописи и архитектуры, такие первоисточники великих творцов, что после выездного урока, я надеюсь, вы по-иному будете воспринимать исторический и художественный контекст эпохи, отраженной в творчестве.

В-третьих, я планирую в ближайшее время коллективный просмотр фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и очень рассчитываю на то, что увиденные в монастыре иконописные творения помогут вам лучше понять содержание этого фильма.

— Спасибо. Я уверен, что экскурсия поможет восприятию древнерусской литературы, и хочу выразить благодарность Вам от всего класса за организацию поездки в такое неповторимое место.

А теперь спросим мнение ребят об экскурсии. Обращаюсь к моей однокласснице Еве Павловой:

— Ева, как человек, посетивший этот монастырь, как турист, скажите: это место все-таки в большей степени религиозное или культурное?

— Я считаю, что и то и другое, так как с древних времён здесь мужской монастырь, один из монастырей-защитников Московского Кремля. Монахи жили в нем, заботились о нем, молились Богу и постигали истины жизни. В храме при монастыре хоть и не осталось многих древних фресок и икон, тем не менее стены пропитаны необычной и интересной атмосферой прошлого. Заходишь – и чувствуешь душевное спокойствие, умиротворение и присутствие чего-то божественного.

– Спасибо.

Мой следующий вопрос Ольге Кардашиди. Она неплохо разбирается в произведениях живописи, и я прошу объяснить, какое впечатление на нее произвели работы Рублева, известного иконописца, который написал некоторые иконы именно здесь, в Андрониковом монастыре.

— Я достаточно долго занимаюсь изобразительным искусством и благодаря этому знаю много выдающихся художников. Также на уроках мировой художественной культуры мы много времени уделяли русским иконописцам и, конечно же, не прошли мимо такого известного и почитаемого автора, как Андрей Рублёв. Когда наш класс приехал в Спасо-Андроников монастырь, я не могла поверить, что работы такого масштаба находятся прямо передо мной. Восхищаюсь и вдохновляюсь произведениями этого Мастера, они вызывают невероятный восторг и желание понять, как формируется такой уровень мастерства.

А это Катя Ванурина – человек творческий и полный идей, хорошо знающий древнерусскую литературу. Обращаюсь к ней:

– Что тебе дало посещение этого монастыря? Какие иллюстрации и литературные памятники особенно запомнились?

– Спасо-Андроников монастырь – это, в первую очередь, соединение искусства и истории, которыми нельзя не вдохновляться. Я насладилась царившей на территории монастыря атмосферой и узнала новые факты о жизни и творчестве Андрея Рублёва. Из музейной коллекции самой запомнившейся его работой стал иконостас Благовещенской церкви города Юрьевца. Из-за антуража (последний этаж, белые стены, колоссальные размеры самих фресок) и подробного рассказа экскурсовода о том, как эти фрески перевозились, именно этот шедевр Рублёва отложился у меня в памяти.

Следующим я прошу дать интервью Федора Пудкова:

– Я знаю, что ты увлечен такой наукой, как история. Что дало тебе в этом плане посещение Спасо-Андроникова монастыря?

– Во время экскурсии я получил много интересной информации: о врагах, осаждавших эту крепость-монастырь, о легендах, связанных с ней, являющихся частично правдой, а частично – вымыслом, об архитектуре, имеющей в этом месте определенное значение. В таких поездках я узнаю много нового об истории нашей страны.

Саша Михеев, хотелось бы услышать твою рефлексию относительно экскурсии в следующих аспектах: какие чувства ты испытывал внутри монастыря? Какие экспозиции тебя особенно поразили? Чем?

– Находясь на территории монастыря, я испытывал спокойствие и умиротворение. В самом монастыре на меня произвела впечатление деревянная статуя Иисуса Христа. Раньше в музеях и монастырях я видел только иконы. Поэтому был поражен, увидев такую тонкую работу древнего мастера. Вся коллекция музея удивительным образом наполняет посетителей русским духом, неповторимой благостью. Я надеюсь, что вернусь в это место еще раз со своей семьей.

Очень многое на таких уроках зависит от экскурсовода.

– Андрей, как ты считаешь, нам повезло с экскурсоводом? – обращаюсь я к Андрею Синельникову.

– Я считаю, что с экскурсоводом нам очень повезло. Он рассказывал об истории экспонатов и икон, об их использовании в наше время и огромном значении для современности.

– Соглашусь с Вами, Андрей. Дмитрий Николаевич Клыков, наш экскурсовод, имеет несколько высших образований и лучше других разбирается в истории и религии. Он рассказывает красочно, выразительно и очень доступно. Такие ученые, как Дмитрий Николаевич, формируют наше отношение к старине.

В этот день мы узнали много нового, увидели работы своей мечты и вдохновились творчеством великих художников-иконописцев, вернулись в XIV век и вместе с Андреем Рублевым прошлись по территории монастыря. Это просто великолепно – прикоснуться к истории и ее великим людям и почувствовать «русский дух» древности.

Репортаж из Спасо-Андроникова монастыря вел Дронов Иван, ученик 9 класса Международной школы «Интеграция 21 век».

Спасибо за внимание.

 

Материал подготовил Дронов Иван.

(Руководитель – учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель России Владимирова Антонина Васильевна.)