logo

РЕПОРТАЖ С ВЫЕЗДНОГО УРОКА 9 КЛАСССА, ОРГАНИЗОВАННОГО КАФЕДРОЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ МОШ «ИНТЕГРАЦИЯ 21 ВЕК»

22 сентября 2018 года, я, ученик 9 класса Международной общеобразовательной школы «Интеграция 21 век» Дронов Иван, веду  свой репортаж из Спасо — Андроникова монастыря —  одного из главных в Москве. В 14 веке, когда был построен этот монастырь, он имел не только религиозное предназначение, но и военно-оборонительное, а именно  был реальной преградой для таких врагов, как литовцы и татаро-монголы.

Обращаюсь к учителю русского языка и литературе Владимировой А.В. с вопросом:

— Антонина Васильевна, почему Вы выбрали для  9 класса экскурсию  в Андроников монастырь?

— Во-первых, литература Древней Руси неотделима от религии – это известно всем. Именно в монастырях переписывались монахами литературные произведения, в них они сохранялись, как, например, «Слово о полку Игореве»  — героическая поэма древности, которую мы изучали на уроках литературы. Я хотела, чтобы вы уловили неповторимый культурный «запах»  Руси, сохранившийся в таких местах, как это.

Во-вторых, вы учитесь в школе, где  очень развиты межпредметные связи, а здесь такое богатство жанров живописи и архитектуры, такие первоисточники великих творцов, что после выездного урока, я надеюсь, вы по-иному будете воспринимать исторический и художественный контекст эпохи, отраженной в творчестве.

В-третьих, я планирую в ближайшее время коллективный просмотр фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и очень рассчитываю на то, что увиденные в монастыре иконописные творения  помогут вам лучше понять содержание этого фильма.

— Спасибо.  Я  уверен, что экскурсия поможет  восприятию древнерусской литературы, и хочу выразить благодарность Вам от всего класса за организацию поездки в такое неповторимое место.

 

А теперь спросим мнение ребят об экскурсии. Обращаюсь к моей однокласснице Еве Павловой:

— Ева, как человек, посетивший этот монастырь, как турист, скажите:  это место все-таки в большей степени религиозное или культурное?

— Я считаю, что и то и другое, так как с древних времён здесь мужской монастырь, один из монастырей-защитников Московского Кремля. Монахи жили в нем, заботились о нем, молились Богу и постигали истины жизни. В  храме при монастыре хоть и не осталось многих древних фресок и икон, тем не менее стены пропитаны необычной  и интересной атмосферой прошлого. Заходишь  — и чувствуешь душевное спокойствие, умиротворение и присутствие чего-то божественного.

— Спасибо.

 

Мой следующий вопрос Ольге Кардашиди. Она  неплохо разбирается в произведениях живописи, и я прошу объяснить, какое впечатление   на нее произвели работы Рублева, известного иконописца, который написал некоторые иконы  именно здесь, в Андрониковом монастыре.

— Я достаточно долго занимаюсь  изобразительным искусством и благодаря этому знаю много выдающихся художников. Также на уроках мировой художественной культуры мы много времени уделяли русским иконописцам  и, конечно же,  не прошли мимо такого известного и почитаемого автора, как Андрей Рублёв. Когда наш класс приехал в Спасо-Андроников монастырь, я не могла поверить, что работы такого масштаба находятся прямо передо мной. Восхищаюсь и вдохновляюсь произведениями этого Мастера, они вызывают невероятный восторг и желание понять, как формируется такой уровень мастерства.

 

А это  Катя Ванурина – человек  творческий и полный идей, хорошо знающий  древнерусскую литературу. Обращаюсь к ней:

— Что тебе дало посещение этого монастыря? Какие иллюстрации к литературные памятники особенно запомнились?

— Спасо-Андроников монастырь — это, в первую очередь,  соединение искусства и истории, которыми нельзя не вдохновляться. Я насладилась царившей на территории монастыря атмосферой и узнала новые  факты  о жизни и  творчестве Андрея Рублёва. Из музейной коллекции самой запомнившейся его работой стал иконостас Благовещенской церкви города Юрьевца. Из-за антуража (последний этаж, белые стены, колоссальные размеры самих фресок) и подробного рассказа экскурсовода о том, как эти фрески перевозились, именно этот шедевр Рублёва отложился у меня в памяти.

 

Следующим я прошу дать интервью Федора Пудкова:

— Я знаю, что ты увлечен такой наукой, как история. Что дало тебе в этом плане посещение Спасо — Андроникова монастыря?

—Во время экскурсии я получил много интересной информации: о врагах, осаждавших эту крепость-монастырь, о легендах, связанных с ней, являющихся частично правдой, а частично — вымыслом, об архитектуре, имеющей в этом месте определенное значение. В таких поездках я узнаю много нового об истории нашей страны.

 

— Саша Михеев, хотелось бы услышать твою рефлексию относительно экскурсии в следующих аспектах: какие чувства ты испытывал внутри монастыря? Какие экспозиции тебя особенно поразили? Чем?

— Находясь на  территории монастыря, я испытывал спокойствие и умиротворение. В самом монастыре на меня произвела впечатление деревянная статуя  Иисуса Христа. Раньше в музеях и монастырях я видел только иконы. Поэтому был поражен, увидев такую тонкую работу древнего мастера. Вся коллекция музея удивительным образом наполняет посетителей русским духом, неповторимой благостью. Я надеюсь, что вернусь в это место  еще раз со своей семьей.

Очень многое на таких уроках зависит от экскурсовода.

 

— Андрей,  как ты считаешь, нам повезло с экскурсоводом? — обращаюсь я к Андрею Синельникову.

— Я считаю, что с экскурсоводом нам очень повезло. Он рассказывал об истории экспонатов и икон, об  их использовании в наше время и огромном значении для современности.

— Соглашусь с Вами,  Андрей. Дмитрий Николаевич Клыков, наш экскурсовод, имеет несколько высших образований и лучше других разбирается в истории и религии. Он  рассказывает красочно, выразительно и очень доступно. Такие ученые, как Дмитрий Николаевич, формируют наше отношение к старине.

В этот день мы узнали много нового, увидели работы своей мечты и вдохновились творчеством великих художников-иконописцев, вернулись  в 14 век и вместе с Андреем Рублевым прошлись  по территории монастыря.  Это просто великолепно – прикоснуться к истории и ее великим людям и почувствовать «русский дух» древности.

 

Репортаж из Спасо-Андроникова монастыря вел Дронов Иван, ученик 9 класса Международной школы «Интеграция 21 век».