Аня Чичиленко
Я очень рада, что посетила эту практику, благодаря которой научилась
не теряться в лесу и поборола в себе много страхов.
Мне очень понравился наш учитель, он был веселый, добрый и с ним
не было скучно. Также очень понравилось на уроке водной экологии ловить беспозвоночных, разных водных насекомых в реке. При ловле насекомых я поборола один из своих страхов и очень этому обрадовалась.
На уроках я много узнала о ботанике и зоологии, это оказалось очень интересно, также мне понравилось, что мы мало писала, а больше вели записи рисунками и маленькими конспектами.
Огромное спасибо за такую поездку кураторам и Елене Исааковне!
Виженская Станислава
С 21 по 23 мая мой класс, в том числе и я, ездили на экологическую практику в один из Подмосковных лесов. В первый день нам преподавали водную биологию. Мы ходили на реку, находившуюся неподалёку, и ловили водных беспозвоночных, чтобы в дальнейшем рассмотреть их под микроскопом. Но перед этим нам рассказали о разных группах этих беспозвоночных, таких как бентос (животные, обитающие на дне или в придонных растениях), нектон (животные, обитающие и плавающие в толще воды), планктон (животные, обитающие в толще воды и пассивно переносимые силой течения) и нейстон ( животные, обитающие у поверхности или на границе с поверхностью воды). Исследования под микроскопом не только научили меня отличать некоторых представителей водной среды от других, но и работать с определителями, так как помимо зарисовки животных нам нужно было указать их тип, класс, семейство, род и вид. Помню, что я рассматривала таких беспозвоночных как: чёрная многоглазка, водяной ослик и другие.
Во второй день у нас были зоология и ботаника. Утро этого дня началось с прогулки по лесу с целью послушать пенье птиц. Я узнала, что их пение это не только красивое звучание на радость гуляющим, но и обозначение своей территории, привлечение самок, общение между собой, предупреждения об опасности. Помимо этого, я научилась отличать трель зяблика от свиста синицы и дроби дятла. Позднее нам показывали тушки птиц как больших, так и маленьких. На примере вороны, ястреба и крапивника нам показали, что такое половой диморфизм. После дневного сна мы снова учились работать с определителем, но на этот раз покрытосеменных растений. Определив листья какого дерева перед нами, мы записывали его характеристику в тетради. Раньше я не догадывалась, что у растений есть разные типы жилкования и расположения, узнала больше о научных названиях форм листьев и не только.
Третий день был посвящён ландшафтоведению. До обеда мы ходили в образовавшуюся из оврага балку и измеряли расстояние между двумя нивелирами, тем самым получая точки, по которым в дальнейшем мы построили профиль балки на миллиметровке. Вторая часть дня ушла на копание ям в двух разных местах, с целью увидеть и узнать состав почвы у подножия и на вершине склона. Я работала в группе, копавшей недалеко от ручья, и после 30-минутных раскопок мы стали изучать грунт. До, так называемой, практики в классе нам рассказали про горизонты в почве. Меня немного удивило то, что в шурфе, так называется яма, раскопанная для исследований, отсутствовал горизонт В (иллювиальный горизонт в котором храниться вода). Горизонт А сильно отличался от горизонта С не только цветом, но ещё и составом, влажностью, плотностью и т.д. У горизонтов была чёткая прямая граница. В шурфе мы нашли железо, как и заржавевшее, так и обычное, глину, червяков и прочее из живой фазы. После этого мы построили профиль склона балки, указав масштаб по горизонтали и вертикали, получили грамоты и отправились домой.
Гордон Ричард
Недавно 6-7 классы (да и я с ними) посетили биостанцию.
Далее будет моё мнение о поездке, полученных знаниях, общих впечатлениях.
Начнем с общего, как же прекрасно то мероприятие, которое предоставляет возможность абстрагироваться от учебы, проблем, всего рутинного, как прекрасно дышать свежим воздухом, ломиться через лес, спрашивать в сотый раз водятся ли тут тигры… Наконец найти время для ЖИВОГО общения, спортивных игр, костра.
То была присказка, сейчас будет сказка.
Ситуация сложилась так, что все уроки (обучающие курсы), кроме «утренней орнитологии» у нас проходили с одним преподавателем, но я отнюдь этим не опечален, ведь любые уроки на этой станции проводятся на высочайшем уровне, у любого учителя.
Так вот, курсы зоологии и водной экологии были чрезвычайно интересны, в особенности наблюдение за живыми водными животными под микроскопом и конечно же отлов тех самых животных, очень захватывающе «хитрым» махом сачка зачерпывать «добычу» параллельно идентифицируя ее и радость при поимке редкого «зверя». Не передать эмоции при засасывании в трясину, эту панику, ощущение эйфории после «побега» из чавкающей темницы путем неимоверных усилий,
К тому же придавало огромную радость разрешение взять какую-нибудь букашку на руки, что автоматически делало тебя самой интересной персоной в экспедиции.
Помимо водной экологии наиболее интересными были наглядные курсы по орнитологии, нас учили азам птичьих песен, их значению, особенностям пения у разных видов/подвидов.
Впечатления о ландшафтоведении лично у меня кардинально разделились, так в изучении почвы мне, к сожалению, было интереснее раскапывать яму, чем наблюдать за ее земляным содержимым, со слабо различающейся цветовой гаммой.
Но ориентирование наоборот было сверхинтересным, ведь так непередаваемо бродить с однокашниками в лесу ища зацепки, попутно раздражая птиц и ежиков.
Именно такой опыт, по моему мнению, более всего важен в дальнейшей жизни, ведь ориентирование на месте, запоминание ориентиров, так важно в лесу, лучше получить подобный опыт на таких уроках, чем в одиночку в тайге.
Посещение биостанции оставило лишь положительные впечатления и огромное желание вернуться.
Зеленов Иван
В первы1 и третий день у нас была ботаника, зоология и водная экология. В первый день мы ходили по лесу и рассматривали разные растения и животных. Так например мы смогли увидеть виноградную улитку или подолб черного дятла, мы рассматривали жука-навозника, слушали пение разных птиц. Мы узнали, что у птиц есть просто песни, а есть позывки. Из растений мы увидели куст а точнее его кору. Я раньше думал, что в коре нет ничего интересного, но когда мы туда заглянули оказалось, что там целый животный мир. Во второй день мы проходили водную экологию это было очень интересно. Сначала нам объясняли теорию, чтобы потом пойти ловить разных насекомых и ракообразных. Когда мы пришли на место, а точнее на реку Клязьму, мы начали ловить сначала насекомых. Первым нашем уловом стала личинка стрекозы, мы ее поместили в банку для того, чтобы потом посмотреть ее под микроскопом. Дальше мы ловили так животных, как водный скорпион, водяной паук. Как же без проишествий, мой брат Вася провалился ногой в грязь, затем тоже самое случилось и с Арсением, Лерой.
На второй день у нас было ландшафтоведение. Мы учились работать с компасами, ориентироваться на местности. Мы ходили в лес и мерили на компасах азимут и мерили шаги, дальше в лаборатории мы пытались зарисовать наш маршрут. Дальше нам предстояла наверное самая важная часть ландшафтоведения- ориентирование. Нам предстояло пройти определенный маршрут, находя таблички, которые висят на деревьях. Наша команда пришла первой, за 32 минуты.
Я узнал много интересного и полезного из этой поездки, например, что у реки есть пойма, а есть терраса, что жуки- навозники носят с собой клещей. Я научился быть более организованным, научился различать пения птиц, быть внимательнее.
Стригина Диана
В первый день мы изучали ботанику и зоологию. Мы узнали много познавательного. Нам рассказали о ярусах леса. Теперь нам известно, что древостой- взрослые деревья, подрост- молодые деревья, подлесок- кустарники, а еще есть травяно-кустарниковый ярус леса. На уроке мы зарисовывали деревья и кустарники. Среди них была ель, сосна, молодая ель и кустарники, такие как малина и бузина. Снизу мы нарисовали траву, которая принадлежит к травяно-кустарниковому ярусу. Потом мы подписали каждый ярус. Но еще интереснее стало, когда мы пошли в лес, и у нас там прошел урок. Мы ходили на природе, нам рассказывали о растениях и животных. Мне понравилось под биноклем рассматривать птиц. Также мы ознакомились с множеством растений и насекомых. Это было интересно изучать, но еще интересней было ловить водных насекомых, а затем рассматривать их под микроскопом. В начале, когда мы пошли на речку, было неприятно наблюдать, как одноклассники ловят насекомых, которые еще и двигались в сачках. Но потом я приспособилась и поняла, что водные насекомые- тоже часть природы, и какими бы неприятными они не были, они все равно приносят пользу. Я начала помогать. Некоторые ребята доставали из сачка насекомых, клали на ложку и перекладывали в банку ко всем насекомым. Некоторые хватали сачки и шли вылавливать насекомых из речки. Кто-то помогал им. Мне понравилась дружная атмосфера. После ловли насекомых мы пошли в лабораторию, там называлось помещение, в котором происходили занятия, связанные с теорией. Там начали рассказывать про существ, которых мы поймали, и я узнала многое. Например, что бывает множество типов водных животных: это моллюски, членистоногие, кольчатые и плоские черви, кишечнополостные и простейшие. Больше всего в пойманных насекомых попадались членистоногие. Нам рассказали, что членистоногие бывают ракообразные, паукообразные и насекомые. У ракообразных 5 или более пар ног, у паукообразных 4 пары ног, а у насекомых- 3 пары ног. Вскоре мы научились различать типы членистоногих. Также нам дали еще информацию о развитии насекомых. Оказывается, развитие разделяется на с полным превращением и с неполным превращением. Вот как развиваются с полным превращением: сначала есть яйцо. Из него выходит личинка. Личинка превращается в куколку, а куколка в свою очередь- во взрослое насекомое. А вот как развиваются с неполным превращением: сначала появляется яйцо, затем выходит личинка, и она превращается во взрослое насекомое. Но еще нам рассказали про среды жизни в водоеме. Теория мне очень понравилась, но больше всего мне понравилось разглядывать водных животных под микроскопом. Они, конечно двигались, но это не мешало нам как следует рассмотреть их. Мы также зарисовывали их, и подписывали их части тела. В тетради у меня сохранилось множество разных насекомых, и если что, я могу туда посмотреть и вспомнить. Больше всего из водных животных мне понравился водяной скорпион. Он относится ко классу насекомых, к типу членистоногие и к отряду клопы. Внизу этого насекомого есть дыхательная трубка, и у меня она подписана.
Все было интересно, но интереснее всего было во второй день, когда у нас было ландшафтоведение. Сначала мы пошли в лабораторию. Там нам дали необходимую теорию, и мы все записали. Мы многое узнали. Мы узнали, что ландшафт разделен на компоненты ландшафта. Есть биотические. Это живая природа. К биотическим компонентам относятся животные, растения, грибы и бактерии. Еще есть биокосные компоненты. Это почва, или верхний слой земной коры, преобразованный живыми организмами. Также существует абиотические компоненты. Это неживая природа. К абиотическим компонентам относятся горные породы, минералы, внутренние водоемы (реки, озера, ручьи), микроклимат ( погода) и рельеф( все неровности земной поверхности). Затем нам дали информацию о речной долине, которая протекает недалеко от ЭКОЛАГЕРЯ. Она называется Клязьмой. Нам рассказали про то, из чего состоит река. В ней есть надпойменная долина, склон, подошва, берег, пойма и русло. Это все было нам известно из-за уроков географии, но все равно полезно было повторить. Также мы повторили еще, как пользоваться компасом. Мы повторили, что азимут- это угол между направлением на север и направлением на объект. После того, как мы все повторили, мы пошли в лес и там у нас было интересное задание. Сначала наш учитель уходил от нас на какое-то расстояние. Мы по компасу смотрели направление к нему и шли к нему, считая шаги. Затем мы проделывали это еще 13 раз. В дальнейшем мы с помощью наших записей, нарисовали тропу, по которой шли. Это было увлекательно, но самым интересным оказалось ориентирование. Мы разделились на группы по 3 человека. Потом нам дали карты, и должны были ходить по ним и искать деревья, на которых написаны слова. Эти слова мы записывали, чтобы в итоге у нас получились предложения. Но в то же время нужно было прийти быстрее остальных, чтобы выиграть. Мы пришли третьими, но нас устроил результат, так как мы нашли почти все слова. Я хочу, чтобы в следующем году тоже было ориентирование.
Мне очень понравилось в эколагере и я хочу поехать туда еще раз!
Петлина Варвара
День 1
В первый день мы изучали ботанику и зоологию. Наш урок начался в лаборатории, где нам объясняли про ярусы леса. Мы зарисовали несколько видов деревьев, которые относятся к разным видам ярусов. Так же написали какие виды ярусов бывают (Древостой, подрост, подлесок) и какие деревья или растения относятся к каждому ярусу в травяно-кустарничковом лесу. А чтобы закрепить полученные знания мы отправились в лес, послушали птиц, изучили насекомых и деревья. Я, кстати, после этого похода больше разбираться в птицах (как какая выглядит и как поет), стала меньше бояться насекомых. Также я узнала, что поют только птицы-самцы, чтобы привлечь самку или чтобы обозначить свою территорию.
День 2
Как и первый день, второй начался в лаборатории. Мы проходили ландшафтоведение. Начали мы с компонентов ландшафта и что в них входит. Биотические (живая природа) – животные, растения, грибы, бактерии; Абиотические (неживая природа) – горные породы, минералы, внутренние водоемы, погода, рельеф; биокосные – почва. После этого мы отправились через лес на реку под названием Клязьма, где выкапывали почву, видели контраст в цвете с углублением, видели разный рельеф земли и все вместе это обсуждали. В процессе ходьбы по лесу мы опять слышали различных птиц и пытались определить по пению какая это птица. Вернувшись обратно в лабораторию, мы зарисовали реку и подписали ее части.
После небольшого перерыва мы опять собрались в лаборатории, где нас ждала тема «Компас». Я узнала что такое азимут и как его определять. После этого мы записывали сколько шагов мы прошли и градус направления. Позже, по этим данным смогли зарисовать наш маршрут на листе А4. Но ориентирование заключалось не только в том, чтобы зарисовать тропинку. Мы поделились на команды из трех человек и должны были на время собрать слова с деревьев, которые были указаны на карте; это было очень полезное и интересное задание!
День 3
В третий день мы с утра пораньше пошли слушать пение птиц, мы были очень сонные, но было все равно интересно, ведь мы узнали много нового о птицах.
Изучали водную биологию. Как сказал наш учитель Георгий Вячеславович, чтобы пойти на реку и ловить беспозвоночных, нужно для начала изучить теорию. Мы узнали разные виды водных животных – моллюски, членистоногие, кольчатые черви, плоские черви, кишечнополостные, простейшие. Разобрали тип членистоногие, который оказывается тоже делился на три класса – ракообразные (5 и больше пар ног); паукообразные (4 пары ног); насекомые (3 пары ног). Узнали про отряды водных насекомых, которых мы ловили на реке (они записаны в блокноте), узнали про развитие насекомых. После этого мы отправились на реку, где как я уже сказала, мы ловили водных насекомых, беспозвоночных. Я толком ничего не поймала, потому что очень боялась.
Вернувшись в лабораторию мы начали рассматривать наш «улов» под микроскопом, а потом зарисовывать в блокноте. Сначала, мы понаблюдали и зарисовали водяного ослика, на рисунке мы так же подписали части его тела. После я и Соня рассматривали большую ложноконскую пиявку, записали к какому типу (кольчатые черви) и классу (пиявки). По такому же алгоритму мы проиллюстрировали катушку, водяного скорпиона и лептофлебия.
Заключение
Каждый урок на биостанции был по своему интересен и полезен, мне там очень понравилось и я бы хотела побывать там снова в следующем году, чтобы получить опять много полезной информации, так еще и на природе и с пользой.