logo

Неделя кафедры русской словесности – неделя личностного и культурного самовыражения студентов МОШ «Интеграция XXI век» и их наставников.

«Время проходит, но сказанное слово остается» — эти слова великого Л.Н. Толстого стали девизом кафедральной недели. Но к высказыванию философа и писателя мы хотели добавить, что остается не только слово, но и дело. Поэтому предлагаем панораму и рефлексию наших дел предметной недели.
14.02.2018 года пятиклассники встретились в 206 кабинете, чтобы поучаствовать в лингвистической игре «Грамотеи».
В конкурсных заданиях, составленных Владимировой А.В. и Калиничевой А.В., были представлены все разделы русского языка: орфография, орфоэпия, лексика, фонетика, морфология, синтаксис… Ученики отвечали на вопросы ведущего, готовили задания друг для друга, составляли тексты, в которых слова начинались на одну букву. Наконец, в завершение игры всей командой за короткое время написали и презентовали мини-эссе на тему известного слогана
« Ударим книгой по безграмотности». «Бороться за чистоту русского языка можно, только зная его, — вот вывод, к которому пришли пятиклассники. — А знания нам дают книги. Поэтому будем больше читать!»
В игре ученики продемонстрировали не только знание разделов лингвистики, но и смекалку, находчивость, умение работать в команде, что, по мнению психолога Врублевской Т.В., присутствовавшей на игре, важнее всего в системе IB.
Соперники оказались достойными друг друга. В итоге, с небольшим перевесом победила команда 5 «А» класса «Знатоки лингвистики».
Поздравляем победителей и ждем новых встреч такого формата!

«Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже театр», — писал Густав Холоубек .
Именно так мы обозначили суть встречи в Литературной гостиной 13.02.2018, на которую были приглашены ученики 5 – 7 классов. В переполненном актовом зале школы царило творческое оживление, когда ученики пятых классов объявили тему встречи. Дело в том, что 13 февраля 1769 года – день рождения русского баснописца И. А. Крылова, и встречу в литературной гостиной учащиеся решили посвятить творчеству этого великого человека, наследника традиций Эзопа, Лафонтена и других представителей жанра. В этот день ему исполнилось 249 лет. А басни, написанные Крыловым, живы и так же актуальны, как сотни лет назад. Это понял каждый гость, увидев инсценированный показ учениками 5 классов всем известных басен: «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»…

Н.В. Гоголь назвал творчество Крылова «книгой мудрости самого народа». И наши ученики показали, что понимают цену этой мудрости. И артисты, которые старались донести мораль басен до публики, и зрители, награждавшие их усилия громкими аплодисментами.

Сегодня некоторые «критики» пытаются пересмотреть роль баснописца Крылова в развитии этого жанра и даже обвиняют нашего соотечественника в плагиате. Именно поэтому ученики 5 «А» класса решили провести самостоятельное исследование басен Эзопа и Крылова, чтобы выяснить для себя и донести до других ответ на вопрос: можно ли назвать басни Крылова плагиатом, а его самого плагиатором?

Идею исследования подсказал Константин Аржанцев, и все поддержали его, занявшись индивидуальным исследованием двух басен – Эзопа и Крылова.
Творческим продуктом этого исследования стало написание эссе на вышеуказанную тему. Вот фрагменты из рассуждений пятиклассников:

«Исследуя басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» и Эзопа «Муравей и цикада», я обратила внимание на то, что Эзоп пишет свою басню в прозе, а Крылов – в стихотворной форме. У текстов не только разная композиция, но и разный ритм…» — отметила Евгения Минустина.

«Крылов не скрывал, что берет сюжеты у Эзопа, — пишет Екатерина Кеннефик, — но он не копирует древнегреческого баснописца. Например, у Эзопа в басне «Лиса и виноград» написано: «Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда». Здесь нет характеристики Лисы. А вот как пишет Крылов: «У кумушки глаза и зубы разгорелись». С помощью метафоры Крылов дает нам образное описание лисы…»

«В баснях Эзопа и Крылова «Лев и лисица» я увидел разную мораль»: у Эзопа главная мысль, что не надо считать себя умнее всех, а у Крылова ее суть другая: если ты боялся кого-то и долго не видел этого человека, страх перед ним все равно остается», — заметил Смирнов Антон.

«Да, Крылов брал у Эзопа аллегорию, но у него басни, которые написаны и для взрослых, и для детей. А у Эзопа – только для взрослых. Это я поняла, исследуя басни «Чиж и голубь» Крылова и «Голубь, который хотел пить» Эзопа. Голуби у этих авторов разные: у Крылова — это жестокий насмешник, а у Эзопа — трагический персонаж, измученный жаждой», — так считает Алдонина Вера.

Отметив разницу и в композиции, и в сюжетах, и языке басен, пятиклассники пришли к выводу: И.А. Крылов считал Эзопа своим учителем, но плагиатором не был никогда.
А вы способны на подобные вердикты?

15.02.2108 в рамках кафедральной недели состоялась Акция в поддержку грамотности учащихся, администрации, преподавателей, кураторов, других сотрудников школы, а также родителей наших студентов под названием «Пишем диктант всем коллективом МОШ «Интеграция ХХI век». Ответственная за проведение этого мероприятия Зубкова М.Б. подготовила текст диктанта и успешно провела его со всеми желающими проверить уровень владения практической грамотностью русского языка.
Итог этой Акции – предлагаемая преподавателями помощь по орфографии и пунктуации в любом формате. Это тоже своеобразный удар по неграмотности, как и с помощью чтения книг. Впрочем, в нашей школе учатся и преподают люди грамотные, что и продемонстрировала Акция в защиту русского языка.

16.02.2018 года ученики 7 и 8 классов собрались в библиотеке на заседание киноклуба, макротемой которого стала «Литература и кинематограф».
Основной проблемой, которую мы решили обсудить в рамках глобального контекста «Личности и отношения», стала проблема выбора. Какой выбор должен сделать человек в определенной ситуации в зависимости от религии и духовных ценностей, личного физического, психического, социального и духовного здоровья, человеческих взаимоотношений, в том числе внутри семьи, между друзьями, сообществами и культурами?

Вместе с Беловой А.О., которая готовила материалы к заседанию киноклуба, мы решили продемонстрировать фрагменты из фильма «Капитан Фракасс» режиссера Владимира Савельева, созданного по одноименному роману Т. Готье, и экранизации повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» режиссером Владимиром Бортко. Именно в этих произведениях проблема выбора встает перед героями особенно отчетливо.
Просмотрев и обсудив фрагменты из кинофильмов, снятых по литературным произведениям, члены киноклуба пришли к неожиданному для себя выводу: жизненный выбор человека не зависит, как они думали раньше, ни от географического положения страны, в которой он живет, ни от социальной и культурной среды – выбор определяется внутренним содержанием, убеждениями личности, которая и сама не предполагает, что так или иначе поступит в сложившейся ситуации.

Владимирова А.В.
Фото Германова Е.Н.
26.02.2108