Выездной урок был запланирован на 15 ноября, но по не зависящим от нас причинам состоялся только 29 ноября. Главной темой была живопись Александра Иванова, его работа над замыслом картины «Явление Христа народу». Но в Третьяковке практически невозможно ограничиться только общением с одним художником, поэтому мы поздоровались и с теми авторами, чье творчество изучали на уроках раньше, – с пейзажистом эпохи романтизма Сильвестром Щедриным, с ироничным Павлом Федотовым и художниками «Товарищества передвижников».
Задания в маршрутных листах должны были помочь девятиклассникам обдумать и выразить свои впечатления, и вот что у них получилось:
Александр Яковлев:
«…на эскизе над Христом есть светящаяся птица, голубь, символ Святого Духа, а на самой картине Иванов отказался от этой идеи. Решил сделать так, чтобы каждый решил для себя сам, кем является Иисус для него…»
Анастасия Смирнова:
«…если рассмотреть эскиз головы Иоанна Богослова, то можно заметить, что на финальной картине гораздо ярче выражены эмоции, внутреннее состояние…»
Юрий Недачин:
«Художник ищет наиболее точное выражение лица путем проб и ошибок. Некоторые изображенные на картине лица сильно отличаются от эскизов, но большая часть претерпела только небольшие изменения».
Анастасия Когатько:
«В отличие от слайдов, оригиналы кажутся более темными (это особенность мониторов — делать объекты светлыми), однако, свет, заключенный в картине, кажется более живым и естественным. Также благодаря фактурности масляных красок при взгляде на оригинал создается дополнительное ощущение объемности и многоплановости работы. Возможно, это чувство вызывает поэтапное написание картины, так как один красочный слой действительно лежит на другом. Мелкие детали, характер мазков краски, передача переливов света – все это, безусловно, лучше наблюдать вживую. Полагаю, что одним из главных преимуществ является то, что мы видим картину не по фрагментам, как на мониторе, а всю сразу, это создает абсолютно другое восприятие работ художника. Видя полотна лично, мы можем их прочувствовать, прожить момент, запечатленный на картине, именно так, как и задумывал это автор».
Ксения Якубовская:
«В отличие от слайда, заметны все переливы цветов даже в самых маленьких объектах, видно, как играет цвет и свет».
Евдокия Попова:
«Если говорить о личном впечатлении, то мне гораздо приятнее смотреть на оригинал. Я почувствовала все старания художника, вложенные в картину. На слайде картина Сильвестра Щедрина «Вид в окрестностях Сорренто» выглядела ярче, а в галерее она темная, но на ней гораздо легче разглядеть все детали, например, можно заметить даже легкие переливы волн. То же самое ощущение появляется, когда смотришь на картину Федотова «Сватовство майора». Мне кажется, что цвета передаются лучше, фигуры выглядят мягче. Создается впечатление полного погружения в происходящее на картине, даже то, что картина потрескалась от старости, тоже приятно».
Иван Кардашиди:
«Глядя на оригинал, больше понимаешь, какой труд приложил художник для создания картины».