logo

Восхождение на «Вечную гору»

Кабардино-черкесское название Эльбруса — Минги-Тау — Вечная гора

За час до полуночи прозвенел будильник и, отряхивая снег с палаток, мы стали собираться в путь. Наш лагерь располагался на базе МЧС на высоте 4200 метров, а следовательно, нам предстояло подняться на 1442 метра вверх и проделать около 9 км по прямой. Подрастающим географам несложно будет посчитать уклон (составляющий чуть более 1,5 метров в высоту на 10 метров в длину). Штурмовые рюкзаки были готовы, оставалось только положить в них термосы и верхонки (эдакие большущие варежки).

Предвосхищение сложностей началось уже с надевания кошек (нет, не мяукающих) и полной экипировки (страховки, мембран, гамаш, пуховок и тд и тп). Медленный, но неотвратимый подъём по глубокому рыхлому снегу не предвещал лёгкого восхождения. Мы шли нога-в-ногу друг за другом, пропуская вперёд самых степенных и неторопливых. В 5 утра мы прошли скалы Пастухова и вышли на Косую полку, где встретили рассвет. За 5 часов постоянного подъёма сил почти не стало, но оставалось ещё 642 метра движения вверх. Дышать стало значительно сложнее, приходилось вдыхать разреженный воздух полной грудью, и от своеобразной гипервентилляции начинала кружиться голова.

Мы продолжали двигаться по Косой полке, часто останавливаясь для того, чтобы отдышаться, восстановить дыхание и подождать растянувшуюся группу (в восхождении участвовало 15 человек). С Косой полки было хорошо видно ледниковое поле, хотя расщелины ледника оставались занесены снежными массами. Сопоставляя частоту трещин на высоте 4200-4800 метров мы уже пришли к печальному выводу, что Эльбрус ускоренными темпами теряет ледовый покров. Наблюдения с Косой полки могли бы это подтвердить, но нам не повезло с погодой, — только за сутки до восхождения выпало свыше 30 см снега. На обратном пути мы потеряли здесь одну трекинговую палку — она, весело подпрыгивая, устремилась к расщелинам. Достать её мы даже не пытались..

Слева вниз уходило ледовое поле, а справа возвышалась восточная вершина Эльбруса. Она хоть и на 21 метр ниже западной, но точно не менее интересна: чего только стоит глубокая кальдера древнего вулкана. Выходы сернистых газов, поднимающиеся тонкой струйкой над восточной вершиной, напоминали нам об активизировавшейся вулканической деятельности последних лет. Размышления о вулкане и правильном дыхании привели нас в седловину. Седловина — это осерёдок между двумя вершинами, прикрытый от напористого и обжигающе-холодного западного ветра. Здесь группы альпинистов делают привал и собираются с силами перед очередным рывком вверх, — по крутым склонам западной или восточной вершины. До седловины мы добрались к 8 утра, а на штурм приготовились уже ближе к 9: проверяли страховки, подстёгивали карабины, расчехляли ледорубы. Свалив всё лишнее в импровизированный курган, пошли на штурм.

Через несколько десятков метров появились перила — провешенная силами МЧС основа — крепкая альпинистская верёвка. От такой подстраховки никто не отказался. Шёл очень крутой подъём, и нам приходилось переводить дыхание после одного-двух шагов.  Кто-то роняет верхонку, и она скользит вниз к острым скалам. Касание. После первого склона западной вершины группа упала без сил. Седловина была видна как на ладони, а вверх тянулся нескончаемый подъём. С 5000 метров в седловину не пришли замыкающие, — развернулись вниз. Назначили новых. После подъёма ещё одна часть  группы решает спускаться, и с ними отправляется наш предпоследний проводник. Вершину начинает затягивать облаками, поднимается ветер.

В тот момент вспоминались проведённые перед восхождением дни среди снегов. Они были психологически сложны, — от отсутствия зелени вокруг было очень неуютно, и ожидание «окна» — безоблачной погоды над Эльбрусом — превращалось в томительное ожидание. Визуальные наблюдения, радиальные выходы и ледовые тренировки, — единственное, что скрашивало наш быт. Поворачивать обратно совсем не хотелось. Мы отдыхали перед очередным рывком вверх. Я прилёг на склоне, предупредил товарищей, и, полежав немного, заснул. Будильник на телефоне сработал уже через 10 минут, но ощущение было такое, что сон длился очень долго. Группа собралась, и готовилась идти дальше.

Пологий беспросветный склон всё тянулся и тянулся вверх. Вершине не было и следа. Мы продолжали подниматься, тяжело дыша, останавливаясь через каждые несколько шагов. Взвалив на очередную бровку, впереди замаячил небольшой холм — вершина. Время — 11.25. Долгие одиннадцать с половиной часов подъёма на высочайшую вершину России и, я солидарен с этим мнением, Европы — в одном лице. Несмотря на ощутимую близость, мы поднимались последние два десятка метров достаточно долго.

Шаг, ещё шаг, вершина. 5642 метра. Остановка. Бросаем рюкзаки, ледорубы падают на снег. Улыбки, поздравления, торжество. Быстрые фотографии на память — вершину уже затягивает не на шутку. Растягиваем флаги. Ветер рвёт из рук, но тело уже подобно натянутой жиле — всё нипочём, и сил, — хоть отбавляй. Неожиданное событие, — друг делает предложение руки и сердца своей избраннице прямо на вершине. Улыбки, поздравления, объятия. Вниз. Облака окончательно заволакивают вершину.

Не доходя до перил, наш товарищ срывается вниз по склонам. Крики в группе: «Зарубайся! Зарубайся!» Группа остановилась, и наблюдает за падением, — ничего больше не поделаешь. Беспомощно наблюдаем за товарищем, несущемся по склону на скалы. Брызги льда — ледоруб в действии, — остановился. Медленно пошёл вдоль по слону нам наперерез. Цел. Вниз. Седловина, подбираем оборудование. Подобно поэме о Тимуре Тамерлане, каждый забирает то, что оставил. На месте склада остаётся лишь примятый снег. Вниз идти не так сложно, но ноги просто «горят» в альпинистских ботинках. То и дело кто-то оступается, останавливается перевести дух. В хвосте колонны раздаётся гомон, — вниз по склону катится трекинговая палка. До конца Косой полки каких-то 200 метров, а дальше будет спускаться  безопаснее и проще.  В районе скал Пастухова мы погружаемся в густой туман — низкую облачность. Группа снижает скорость и растягивается на спуске. От первого спустившегося на базу МЧС до замыкающего проходит долгие пять часов. Эльбрус как-бы нехотя пустил нас на свою вершину, так и не раскрыв нам до конца тех тайн, за которыми мы шли.